Виды научно исследовательской работы студентов ВУЗов

Научно исследовательская работа студентов ВУЗов (НИРС) – неотъемлемая часть процесса образования.

Многочисленные научные лаборатории и факультативы, научные общества студентов, печатные издания и конференции – являются своеобразной «базой» студентов для начала полноценной научной работы, позволяют им обрести единомышленников.

В той или иной степени каждый студент связан с научно исследовательской работой в процессе обучения. Ведь даже чтобы написать реферат, курсовую или дипломную работу нужно провести определённые исследования, пусть даже незначительные.

Научно исследовательская работа студентов ВУЗов способствует развитию множества положительных качеств: большей самоорганизации (ведь эта деятельность требует затрачивания свободного времени и далеко не все могут от этого отказаться), творческого мышления, ответственности, формирования своей точки зрения и способности её отстоять.

Важная роль в организации НИРС принадлежит преподавательскому составу ВУЗов. Ведь именно преподаватели могут вовремя разглядеть способности и потенциал студентов и мотивировать их заняться научно исследовательской работой.

Существует 2 вида научно исследовательской деятельности студентов:

  • деятельность в рамках учебного плана (курсовые, рефераты, дипломная работа);
  • Добровольная деятельность, не входящая в программы обучения (кружки, конференции, олимпиады).

НИРС в рамках учебного плана выполняется студентами в учебное время и призвана привить студентам навыки самостоятельного изучения дисциплин, ознакомиться с реальными лабораториями, работой в коллективе.

К основным видам учебно-исследовательской работы относятся: написание курсовых и дипломных работ, работа студентов в учебных лабораториях, участие в научных семинарах, а также работа студентов при прохождении производственной практики.

В процессе подготовки отчёта по производственной практике студенту необходимо тщательно изучить документацию предприятия и на её основании сделать анализ деятельности, предложить меры по усовершенствованию или повышению эффективности – это тоже исследовательская работа.

Научно исследовательская работа студентов в неучебное время включает: научные кружки, научно-практические конференции и студенческие бюро.

Научные кружки — наиболее популярный вид НИРС в ВУЗах страны. Руководят кружками, как правило, преподаватели ВУЗа. Деятельность кружка направлена на изучение проблем общественных, гуманитарных, прикладных наук. В процессе деятельности научных кружков студенты изучают и проводят анализ реальных документов, участвуют в деловых играх, проводят эксперименты, создают что-то новое.

Ещё одним видом НИРС являются научно-практические конференции. Такие конференции предполагают не только подготовку теоретических докладов, но и активное обсуждение студентами возможных решений практических проблем. А выступление перед значительной аудиторией слушателей способствует совершенствованию ораторского мастерства.

Каждый год в ВУЗах страны проводятся студенческие конференции, на которых затрагиваются важные общественные проблемы и рассматриваются варианты их решения. ВУЗы самостоятельно устанавливают график проведения конференций и их тематику. Активное участие студентов в конференциях зачастую поощряются в виде автоматических зачётов, публикации лучших докладов студентов в сборниках и материальным вознаграждением.

Во многих ВУЗах экономической направленности довольно популярными стали студенческие технико-экономические бюро (СТЕБ), лаборатории (СТЕЛ), студенческие бюро экономического анализа (СБЕА). Такой вид научной деятельности студентов находится в тесной взаимосвязи с реальными предприятиями, посредством заключения с ними договоров. Студенты проводят анализ деятельности предприятий и выдвигают возможные решения существующих у организаций проблем.

В настоящее время научно исследовательская работа студентов ВУЗов способствует повышению уровня их подготовки и развитию творческих способностей.

Написать комментарий:

Ваш email не будет опубликован.