Получение знаний в учебных заведениях проходит в два основных этапа:
- Получение теоретического материала на лекциях и его закрепление на практических занятиях, семинарах.
- Самостоятельная подготовка к практикумам в свободное время.
Конспектирование полученной информации – обязательный элемент обоих этапов учебного процесса. Как правильно писать конспект, не переписывая весь учебник, и при этом усвоить максимум полезного материала?
С лекционной информацией сложностей, как правило, не возникает, нужно только успевать записывать мысли преподавателя. Лекторы сознательно дают весь материал под диктовку, заранее отобрав только самую необходимую информацию. А вот самостоятельная работа с учебниками может вызвать затруднения.
Перед конспектированием нужно определиться с индивидуальными особенностями зрительного восприятия. Способность к визуальному запоминанию информации у всех людей разная. Одни люди быстрее запоминают исключительно текстуальную подачу материала, другие схематическую, третьи плановую.
Текстуальный конспект включает в себя наиболее значимые отрывки и цитаты из учебника в неизменном или интерпретированном виде без утраты смысла. Схематический подходит людям с математическим складом ума, состоит из таблиц и схем. Плановый предполагает наличие структурированных и логически связанных пунктов и основных мыслей. При необходимости план может быть дополнен пояснениями.
Предпочтительнее использовать свободный тип конспектирования, совмещающий все три вида: текстуальный, схематический и плановый.
Как правильно писать конспект, основные этапы
- Перед конспектированием следует внимательно ознакомиться с пособием, попутно отмечая наиболее значимые моменты, даты, термины. Изучение текста поможет выявить главную мысль и отсеять лишнее, например, описание природы, лирические отступления. Кроме того, систематическое чтение повышает уровень грамотности.
- При освоении одной тематики перерывов делать не стоит, нить повествования будет упущена (особенно, если текст сложной научной направленности), придется повторно изучать уже прочитанный материал.
- Не следует углубляться в дословный вид конспектирования, переписке подлежат только важные цитаты. Механическое копирование текста не способствует запоминанию и отнимает значительную часть времени. Большего внимания заслуживают формулы, тезисы, определения, таблицы.
- Основные мысли и идеи должны быть кратко сформулированы. Длинные предложения не запоминаются. Для наилучшего восприятия главные моменты выделяются цветом или подчеркиванием.
- Существенно экономят время общепринятые сокращения. Рациональные слова к сокращению: между-м/у, все равно — =, плюс — +, погрешность и неточность — ±, прочие – пр. В конспектах для преподавателя не рекомендуется использовать собственные сокращения, это может затруднить прочтение работы и негативно повлиять на оценку.
- Рисунки, схемы и таблицы – незаменимые помощники для отражения ключевых идей при конспектировании.
- Писать конспект следует от руки. Зрительная и механическая память в совокупности дают положительный эффект.
Правильно писать конспект не сложно, достаточно придерживаться приведенных выше рекомендаций.