Любая встреча и любое дело всегда начинается со знакомства. Как только вы получили направление в конкретное издание, журнал или газету, прежде чем туда отправляться, возьмите свежий выпуск в ближайшем киоске и тщательно изучите направленность деятельности, тематику, в которой работает издание. Так вам будет проще в первый день, ведь любого сотрудника, даже практиканта, обязательно спросят: что он знает об их организации? А если вы не познакомитесь с газетой? Что вы ответите?
Итак, первый день состоялся. Вы познакомились с сотрудниками. Стилем газеты, ее версткой. Что еще нужно? Наверное, получить определенную должность. Вряд ли вам, конечно, дадут сразу колонку на второй или третьей полосе, но вот помощника или фотокорреспондента – вполне. Еще новичкам любят доверять рубрики, так называемые, опросники. Опросить людей на улицах города с целью узнать их мнение по какому-то важному вопросу. Обычно, это связано с местными событиями, принятием каких-то законов и др. Задача редактора, как можно быстрее адаптировать вас к социуму, с которым вам придется иметь дело ежедневно. А опросы помогают преодолеть чувство неуверенности и стеснения. Ведь бывает и так, что человек вроде бы и пишет хорошо, интересно излагает свои мысли. А вот общаться с другими незнакомыми людьми не умеет совершенно, стесняется подойти к прохожему и что-то спросить. В журналистике стеснение – это первое, от чего нужно избавиться.
Еще несколько полезных советов студентам, практикующимся в газете:
- Изучите все программы, которыми пользуются ваши новые коллеги для набирания текстов, верстки, обработки фотографий, составления макета будущего номера. Мало ли, что вас заинтересует. Вы пришли в коллектив и должны приспосабливаться к условиям, которые здесь есть. Вдруг вам придется кого-то заменить в ближайшем будущем. Обработать фото, подрезать под нужный размер, убрать недочеты – это все может сделать даже обыкновенный девятиклассник на уроке информатики. Поэтому не ленитесь, а узнавайте, как можно больше.
- Возьмите на изучение подшивки, отследите развитие газеты, отметьте себе разницу прошлых номеров со свежими. Часто редакторы не довольны, когда сотрудники делают старые ошибки.
- Всегда следите за новостями. Хороший журналист всегда в курсе всех последних новостей, и не только городских, но и мировых. Кто-то стал президентом, где-то пикет беременных женщин, кто-то занял первое место на Олимпиаде – вы должны следить самые знаковые события, и в случае чего, уметь использовать новость для поднятия той или иной темы. К примеру, в стране возобновили выплаты одиноким матерям. Тут же берете себе на заметку: узнайте, как работает этот закон в вашем городе. И работает ли вообще? Выясните. Предложите идею редактору.
- Не ждите, когда вам позвонят и пригласят на какое-то событие. Звоните, узнавайте, спрашивайте сами. День корреспондента всегда наполнен звонками, переписками. Выяснениями, уточнениями. Начинайте день со сводок: медицинских, политических, экономических, криминальных. Это касается тех, кто работает в городской газете, освещающей события местного характера.
- Если вам все-таки доверили какое-то важное задание, обязательно узнайте максимум по интересующей вас теме. У вас предстоит разговор с руководителем крупного завода? Узнайте до мелочей: как зовут директора. Чем занимается завод, какую продукцию выпускает, сколько существует предприятие, с кем сотрудничает, куда сбывает продукцию, сколько человек работает на заводе?
- Используйте для своих интервью и опросов не только современную технику (диктофон, мобильный телефон), но и простую классическую шариковую ручку и блокнот. Почему? Техника может подвести в любой момент: сломаться, сядет батарейка, украдут…да все что угодно. А вот блокнот и ручка – вряд ли вас подведут.
- Переспрашивайте имя и фамилию человека, с которым разговариваете, а еще лучше, просите визитную карточку, с номерами телефонов. По ним вы легко сможете созвониться и исправить неточности в материале.
- Никогда не отправляйте материал в печать, если не проверили информацию, поданную в ней, хотя бы тремя источниками. Главным спикером – то есть человеком, с которым проводилось интервью, с еще одним человеком из того же предприятия или организации и с руководителем газеты (редактором). Предварительно посоветуйтесь с корректором – пусть он вычитает ваш материал на наличие ошибок. К редактору следует идти в последнюю очередь!
И ничего не бойтесь. Если что-то не понятно, лучше десять раз переспросите, чем догадывайтесь и додумывайте сами.