Существует огромное множество замечательных изданий, посвященных преподавательской деятельности, большинство из которых написаны практикующими педагогами. Труды А.С. Макаренко широко изучаются в педагогических ВУЗах России и являются настольными книгами талантливых учителей. В его книге «Слово об учителе и о себе» можно найти ответ на вопрос: каким должен быть учитель?
Учитель в классическом понимании слова
Педагог – одна из немногих профессий, основные требования к которой остаются неизменчивыми на протяжении нескольких столетий. Главное для учителя – безграничная, даже болезненная любовь к детям и непрерывная тяга к самосовершенствованию.
Многие дети обожествляют учителей. Дети вообще склонны к идеализации. Все свои понятия о совершенстве они переносят на конкретную личность, наделяя ее лучшими качествами. Чаще всего этой личностью является учитель.
Н.А. Добролюбов писал: «Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей…и дело воспитания будет несравненно благотворнее. Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу».
Учитель – это не профессия, учитель – это призвание. Он принимает активное участие в формировании личности ученика, а это самая ответственная судьбоносная задача.
Профессионально-педагогические характеристики
О том, что учитель должен иметь профильное образование и превосходно разбираться в своем предмете, говорить не приходится. Только огромный багаж знаний позволяет учить других.
Кроме этого, хороший педагог обладает творческим потенциалом и нестандартным подходом к решению задач. Индивидуальное отношение к каждому учащемуся позволит учителю добиться высоких результатов и развить в них стремление и желание учиться. Педагог должен иметь способность перевоплощаться в писателя, поэта, художника, музыканта, если это поможет усвоению учебного материала. Учитель не должен принуждать и подавлять авторитетом, он должен мотивировать и заинтересовывать всеми доступными ему методами.
Прежде чем поступать в педагогический ВУЗ, следует четко понимать, сможете ли вы соответствовать критериям этой профессии. Если такой уверенности нет, лучше поискать другое учебное заведение. В противном случае нелюбимое занятие приведет к тому, что горе-учитель будет добиваться поставленных задач исключительно тиранией и принуждениями.
Л.Н. Толстой в свое время четко подметил, каким должен быть учитель: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
А что же взамен? Взамен учитель гарантированно получит детскую любовь, преданность, уважение и даже подражание в совокупности с отличными знаниями по предмету. Не так уж и мало.