Болонская система образования в России

Болонская система образования – последнее нововведение в российском учебном процессе с основной целью улучшения его качества. С помощью интегрированных моделей высшее образование в России предполагалось приблизить к европейским стандартам.

Цели реформы образования

Первопричиной внедрения Болонской системы в России явилось трудоустройство населения и резкий рост поступающих в высшие учебные заведения. В 60-е годы 20 века учащиеся в ВУЗах составляли около 15-20%, сейчас цифра поступающих выросла до 85-90%. Естественно, что такой процент выпускников проблематично трудоустроить.

Иными словами, болонская система образования – это скрытая форма борьбы с безработицей. Помимо квалифицированных специалистов государству требуются рабочие профессии, коих год от года становится меньше. Юристы, менеджеры, переводчики, экономисты перенасытили рынок труда, в то время как в остром дефиците находятся газосварщики, электромонтеры, плотники и многие другие узкие рабочие специальности.

Вторая причина – это снижение затрат на высшее образование. Происходит дробление высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Такая ступенчатость – это искусственная подмена среднего профессионального образование на высшее со специальностью бакалавр. Бакалавр – это специалист, отучившийся в высшем учебном заведении 4 года, имеющий возможность повысить свои знания, углубить или изменить свою специальность в течение двух последующих лет и получить звание магистра.

Болонская система образования – вред или польза? Этот вопрос волнует не только министерство образования, но и студентов и их родителей. Стоит ли продолжать обучение в магистратуре или остановиться на бакалавре?

Отличительные особенности новой системы образования

По мнению большинства экспертов, подобная образовательная практика рассчитана на Европу и Америку, а для России непригодна по ряду причин.

  • Тестовость системы. Наглядным отрицательным примером образования является США. Правда, стоит отметить, что темпы ухудшения уровня образования были постепенными и сознательными. Политика страны основана на принципе «владеющий информацией владеет миром». Именно поэтому США делает все, чтобы основное население получало как можно меньше информации. Исключение составляет элита (около 2%). В элитных заведениях запрещена тестовая система обучения, которая не нацелена на раздумья и размышления. Она готовит «серую массу», бездумно соглашающуюся со всем, что ей предлагают.

В России студента всегда учили думать и рассуждать, доказывать свою правоту и собственную точку зрения. Тест же предлагает уже готовые варианты ответов, тем самым блокируя самостоятельные мыслительные способности.

Кстати, МГУ и СПбГУ, являясь элитарными ВУЗами, в Болонском процессе участия не принимают.

  • Завышенные требования работодателей. Некоторые прогнозисты считают, что при данной системе усреднения также повысятся требования к работникам. Частный работодатель, желая видеть у себя более квалифицированных сотрудников, будет отдавать предпочтение магистрам, причем тем, которые закончили и бакалавриат и магистратуру по одной специальности очно и не дистанционно. Трудоустроиться простому бакалавру будет значительно сложнее.

Кто знает, возможно, эксперты ошибаются в своих прогнозах, и Болонская система образования еще принесет положительные результаты. Будем надеяться!

Написать комментарий:

Ваш email не будет опубликован.