Болонская система образования в России — плюсы и минусы

Любая реформа высшего образования требует взвешенного подхода, аккуратности и точности. Ошибки в этой сфере приводят к негативным последствиям, которые впоследствии очень сложно искоренить. Введение Болонской системы образования в России — важнейшее изменение в законодательстве последних лет.

Как это отражается на студентах и преподавателях, какие плюсы и минусы она имеет — все это небезразлично различным слоям населения и в первую очередь, поступающим в ВУЗы.

Болонская система делит высшее образование на два уровня — бакалавриат и магистратуру. После получения степени бакалавра, студент может продолжить обучение и повысить свой профессиональный статус в магистратуре, причем по другой специальности. Конъюнктура рынка постоянно меняется, и востребованными специальностями могут оказаться совершенно не те, которые изначально получали учащиеся. Это один из плюсов европейской системы образования.

Следующая положительная сторона заключается в мобильности студентов и преподавателей. Поступив в один ВУЗ есть возможность перейти в другой, в том числе иностранный, и продолжить образование. В перспективе страны, входящие в болонский процесс, планируют юридически унифицировать дипломы, что позволит перемещаться по странам в поисках подходящей работы.

Болонская система образования в России пока не позволяет тесно интегрироваться с европейским сообществом. Российский диплом не признается в европейских странах, как и диплом, полученный в ЕС, не будет иметь юридической силы в России. Кроме этого отрицательного качества болонской системы, есть еще несколько. К ним относятся:

  • сокращение времени обучения — после получения степени бакалавра, многие останавливаются и не продолжают дальнейшую учебу. На этом этапе даются только базовые знания, которых может не хватить на практике;
  • оценивание студентов — в ВУЗах разработана система оценивания обязательных предметов, а остальные баллы студенты набирают исходя из своих предпочтений. Поэтому часть учащихся не будут проходить курсы, где у преподавателей высокие требования, набрать необходимые баллы можно и более легким путем;
  • самостоятельность и самообразование студентов — система подразумевает уменьшение аудиторных часов и увеличение самостоятельной подготовки, но студенты освободившееся время вряд ли будут использовать по назначению;
  • ориентированность системы на более развитые страны — специалисты, закончившие ВУЗ, будут уезжать туда, где выше зарплата и лучше условия труда.

На этом не заканчиваются все плюсы и минусы этой системы. Время покажет, есть ли будущее у болонской системы образования. В России еще сильна старая школа подготовки специалистов. Особый статус имеют два крупнейших университета — Московский и Санкт-Петербуржский, из стен которых выходят высококлассные и востребованные на рынке труда профессионалы.

Написать комментарий:

Ваш email не будет опубликован.